Налоговый разрыв. Что это такое, как он образуется.

 

       В настоящее время в нашем государстве предпринимательство, или, как его еще называют -  бизнес, является основным источником доходов государства. Ведь львиную долю налогов и сборов государство аккумулирует именно с бизнес-сообщества. В связи с этим и меры воздействия на бизнес, способы выявления случаев уклонения от уплаты налогов и сборов с каждым годом совершенствуются. Контролирующие органы обзаводятся новыми способами отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций, являются ли они фиктивными, техническими, или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

      В результате, у налоговых органов появилась программа АСК НДС – 2, система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС.

       АСК НДС – 2 в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж, при этом влияние человеческого фактора сведено к минимуму. 

       Давайте разберем работу системы на конкретном примере, на примере пяти юридических лиц: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Сигма. Допустим, компания Альфа закупает строительные материалы у компании Бета, Бета часть из этих материалов, например лакокрасочные материалы закупает в Гамме, часть в Дельте (попросту перепродает их со своей наценкой). Гамма краску закупает у представителя Сигма, который имеет эксклюзивный контракт с заводом – производителем. Выстраивается цепочка поставщиков Сигма – Гамма – Бета – Альфа. Каждая из организаций ежеквартально отчитывается в налоговый орган о своей деятельности. Соответственно, все операции со своими контрагентами они должны отразить в регистрах налогового и бухгалтерского учета, а также в налоговых декларациях. Так же каждый из контрагентов (если они работают на общей системе налогообложения) заявляет вычет на НДС (налог на добавленную стоимость) в результате проведенных с контрагентом операций. Налоговый орган проверяет представленные налоговые декларации по НДС на соответствие действительности. Если из цепочки, приведенной выше, какое то звено сдает декларацию и не отображает своего контрагента (как будто сделок с ним не было), или отображает неправильную сумму сделки, притом что контрагент заявляет сделку и ставит вычет по НДС, образуется налоговый разрыв или несовпадение в отчетности. Налоговый орган обязан по каждому такому случаю проводить тщательную проверку, установить причины возникновения разрывов. Часто бывает, что в цепочке присутствуют и фиктивные операции, или, как их называют технические. Они проводятся с фирмами – однодневками, основной задачей которых является транзит денежных средств для последующего обналичивания. Как правило, такие фирмы имеют формальное, некачественное бухгалтерское облуживание или не обслуживаются вовсе и живут 1,2 квартала, после чего фирму просто – напросто бросают. Большинство разрывов и образуется при взаимоотношениях с такими фирмами. Существуют определенные критерии отнесения фирм к разряду однодневок – массовый руководитель, адрес массовой регистрации, отсутствие численности сотрудников, транзитное движение денежных средств по расчетному счету и т.д. А взаимоотношения с фирмами – однодневками - это повод для проведения тщательной проверки любого из контрагентов цепочки, ведь если кто-то из цепочки связан с фирмой – однодневкой, возможно что и вся цепочка связана, или цепочка вообще построена ради обналичивания.  Возвращаясь к нашему примеру, если, например Сигма не сдала декларацию или не отразила Гамму в нем, налоговый орган вправе проверить любую компанию из этой цепочки, даже Альфу. Запросить документы по сделке с Бетой. Ведь если в цепочке есть техническая фирма, которая оказывает фиктивные услуги, то в ней же есть и заказчик данной услуги (выгодоприобретатель), который пытается уйти от уплаты налогов, а для налоговой инспекции целью является именно он, чтоб взыскать с него в бюджет недостающие платежи. Часто в цепочки попадают и добросовестные компании, которые осуществляют вполне законную финансово – хозяйственную деятельность и не подозревают что кто - то из их «соседей» занимается махинациями. Если Вашей организации пришло требование из налогового органа о предоставлении документов или вызове на допрос должностного лица компании по подобному вопросу, не стоит бояться. Необходимо в срочном порядке связаться с контрагентами, по которым прислали требование, запросить у них декларации, которые они подавали (книгу покупок или продаж), чтоб убедиться в том, что Вас отразили в декларации, подготовить всю документацию по сделке и явиться в инспекцию. Проверять контрагентов до совершения сделки сейчас уже бессмысленно. «Дельцы» умело маскируют свою деятельность и любая проверочная система выдает, что компания «живая» и горит зеленым цветом. Тем более проверить Вы сможете только Вашего контрагента, а с кем он работает Вы никогда не узнаете.

      Если после визита в инспекцию все же будет установлено что операции в Вашей цепочке были фиктивными и разрыв сохранился после проверки, Вам будет предложено подать уточнение к отчету, убрать из книг продаж или покупок недорисованного контрагента и, соответственно, доплатить в бюджет налоги, которые Вы заявили к вычету после работы с ним. Если в добровольном порядке доплата с Вашей стороны произведена не будет, налоговый орган может обратиться с принудительным взысканием налогов и сборов. Если после проверки будет установлено что компания специально занижала налогооблагаемую базу (приписывала фиктивные расходы), то в отношении должностных лиц компании может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), притом, если налогов не было доплачено в бюджет 5 000 000 (пять миллионов) рублей и более за последний период трех лет, это санкции части 1 статьи 199 УК РФ, если налогов не было доплачено в бюджет 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей и более за последний период трех лет, это санкции части 2 статьи 199 УК РФ.